01.12.2022
Такое
определение очень созвучно тому, которое используется в Программе
международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной
грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования:
«Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми
им для полноценного функционирования в обществе?».
В
исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные
знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления
исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое
задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация
жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного
уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить
проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного
материала.
Составляющие
функциональной грамотности
1.
Читательская грамотность. Способность
человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и
заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
2.
Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественно-научными идеями.
3.
Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать
математические понятия и инструменты.
4.
Финансовая грамотность. Совокупность
знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к
улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5.
Креативное мышление. Способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6.
Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно
применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые
принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении
глобальных проблем.
Банк заданий
по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые
задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный
банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая
инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в
руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по
ссылке: https://resh.edu.ru/instruction .
Открытый банк заданий для оценки
естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti